Представьте себе открытие выставки.
Художники рассказывают о своей работе, картинах. Попросили и меня рассказать - рассказать о том, как делаются веселые рисунки. И как часто случается, самое важное, давно выношенное, глубинное сразу и не вспомнишь. Говорю, что не знаю, как все это получается. Впрочем, у меня действительно нет никаких секретов создания смешных рисунков.
Просто сажусь и работаю. То перо скребет, то уголь крошится… и телефон некстати звонит. Только настроишься рисовать - опять что-то мешает. Но вдруг все, как в сказке: на чистом листе бумаги постепенно начинают оживать персонажи.
Я бы сравнил paботу художника-сатирика, да и художника вообще с театром, но в этом театре обязанности актеров, режиссера, драматурга, оформителя, осветителя исполняет один человек - художник. Я должен помочь каждому персонажу правдиво сыграть свою роль. Надо, чтобы герои не смогли спрятаться за чем-либо - декоративным пятном, например, или ходячей маской. Надо еще следить и за ритмом, надо аранжировать сцену. Так же как и в театре, у меня в рисунке - начало и конец, - и никаких антрактов. Мой театр - театр одной мизансцены. И здесь с самого начала очень важен контакт листа со зрителем, если можно сказать, взаимопонимание зрителя и автора. И только тогда начинается настоящая жизнь произведения. Важно, чтобы то, что я видел, пережил и передумал, стало близким и понятным зрителю, затронуло его чувства, вызвало ответную реакцию. Один из зрителей спросил меня: «Вы делаете веселые рисунки - значит и видите все в смешном виде?» «Нет»,- ответил я. Мне жизнь представляется прекрасной нескончаемой сказкой. Но, как и в сказке, в жизни есть разные герои. Доброе всегда борется со злом. В искусстве карикатуры и юмора утверждается тоже доброе и осмеивается то, что мешает людям жить и делать нашу жизнь еще прекраснее.

Е. Щеглов

dobl1.jpg