Я часто встречался с А.М.Каневским, В.Н.Горяевым, Б.М.Лео. Мы размышляли о философии своего творчества. А.Каневский говорил:
« - Я рисую своих петухов, вы, Женя, создали серию «Детская площадка» и все это карикатура? Виталий Горяев напечатал в «Крокодиле» «Не героев нашего времени», которых вы видели вчера и это тоже карикатура? Но в его рисунках почти отсутствует преувеличение! Вы помните драку на коммунальной кухне К.Ротова, но юмор и в моих петухах и в рисунках В.Горяева и в эмоциях Л.Бродаты и в детях с вашей площадки. Совсем другое, но тоже юмористическое восприятие у Лёни Сойфертиса, Вани Семенова… А если вспомните И.Малютина, Б.Антоновского, Н.Радлова? Нет! Не повезло нам с определением нашего искусства! Читаешь: «ка-ри-ка-ту-ра» и спотыкаешься. «Сатира» еще хуже, а изошутки, или, точнее «И30ЖУТКИ» в подверстку - вообще за порогом искусства, но суть не в размере. Посмотрите, какие великолепные миниатюры создал Борис Иванович Пророков!» Название статьи писателя М.Виленского о моем альбоме «С добрым утром» - «Смешное живое чудо» мне показалось самым верным определением великого искусства, которому посвятили свою жизнь мастера редкого вида творчества, ото6ражая жизнь общества со всей правдой и не теряя чувства юмора. И всю историю карикатуры я бы тоже назвал смешным живым чудом.
Меня много раз спрашивали, как рождаются карикатуристы: в письмах, на выcтавкax, при встречах в мастерской. Спрашивали молодые художники, желавшие найти ответ на волнующий вопрос: любители искусства - собиратели произведений карикатуристов; иногда и критики, стремящиеся восполнить свое образование. Ведь искусству карикатуры нигде не учат. В конце концов я и сам заинтересовался истоками рождения мастеров этой профессии. Изучая историю карикатуры, я к своему удивлению обнаружил, что начал осваивать искусство смешного по наитию, как и многие будущие мастера. Так же начинал Вильгельм Буш - настойчиво, целеустремленно и с большим усердием, еще не зная, кем он станет; даже приемы рисования и взгляды на окружающий мир были в чем-то сходны: подмечалось несообразное, смешное и грустное, доброе и злое. Особый протест вызывала человеческая глупость, приметы идиотизма. (Хотя о творческом пути В.Буша я узнал позже.) В одной газете я прочел современную теорию рисования карикатур: требуется совсем немногое - буйная фантазия, чувство юмора, а умение рисовать совсем не нужно. Даже смешнее получается, когда ничего не умеешь. Вот этот самодеятельный дилетантский период мне удалось миновать. Уберегли меня от легкого пути в никуда замечательные мастера карикатуры. Я никому не подражал; вначале я просто не знал о том, что подражать не предосудительно, а потом в этом не было потребности. Для самообразования я копировал рисунки великих мастеров, получая невероятное удовлетворение. Мне близки по человеческой теплоте произведения Ван Остаде, К.Шпитцвега, О.Домье, В.Буша, Фрагонара, офорты Рем6рандта, его рисунки.
Но я не записываюсь в ученики и не выстраиваю престижный ряд своих предшественников; время рождает каждого художника, а художники в свою очередь создают картину времени. Меня поражает удивительная непосредственность рисунков Д.Ходовецкого, буйная фантазия Г.Доре, искренность Д.Гирландайо, отрешенность рисунков на библейские темы А.Иванова, эмоциональная сила живописи Ф.Гойи. Но кому-то подражать, мне кажется, просто невозможно. М.Шагал верно заметил: «Мне невозможно подражать, мое искусство - моя биография».
Я не могу ответить, как стать художником-карикатуристом.
Также и Ю.Tpифонов в последнем письме признался, что не знает, как стать писателем. Единственное, в чем он убежден - «Таланту необходимо иметь мужество!» Можно развить дарованное от природы чувство смешного, но научить искусству карикатуры невозможно. Очевидно поэтому этот вид искусства нигде и не «проходят».

Но чтобы познать это искусство, необходима школа. Карикатура подчиняется всем законам искусства. Правда в каждом виде творчества есть свои тайны. В карикатуре в нерасторжимом единстве сочетаются и мастерство рисовальщика, и понимание режиссуры, чувства цвета и пластики, знание полиграфии, актерского мастерства, остроты цирковой подачи и лиризма поэзии, и главное - умение видеть в жизни все ее многообразие, философски размышлять; а чувство юмора все объединяет. И еще одно условие - не быть дилетантом ни в одной из упомянутых областей творчества.

belila.jpg